Киностудия «Беларусьфильм» сняла детскую сказку «Рыжик» На киностудии «Беларусьфильм» завершились съемки детской сказки «Рыжик». Сколько ролей пришлось играть юной актрисе Диане Запрудской, зачем операторам и осветителям надели рыжие парики и какой «автограф» на картине поставила его режиссер Елена Турова, выясняли корреспонденты «Знаменки».
Мультяшный герой
Фильм-сказка «Рыжик» рассказывает о 12-летней рыжеволосой девочке Веронике, которая из современного мира попадает в страну Недалия. Ей предстоит спасти от злых чар сказочное королевство, где злой волшебник Мортис заколдовал все зеркала. В фильме прослеживаются мотивы произведений Андерсена, братьев Гримм, Кэрролла. Это не случайно: действие происходит в старой библиотеке. А ассоциации с Алисой в Зазеркалье усиливают многие детали, к примеру, белый кролик, таинственные зеркала, шахматный пол в одном из сказочных дворцов. Как и в любом произведении этого жанра, в фильме есть добрые персонажи и злые. А есть… Чух. Это вирус озорства. Он подбивает главную героиню на разного рода шалости. На площадке снимают игрушку в виде маленького рыжего комочка, подвешенного на леске, но в фильме его заменят рисованным мультяшным персонажем.
По две роли на актера
Зеркальный мир «Рыжика» усложнил задачу актерам. Им приходится играть по две роли, а Павлу Харланчуку и вовсе три – мага-астролога из волшебного мира, серьезного современного историка, проводящего дни в архивах библиотеки, и темпераментного короля неведомой страны Шмарокко. Роли у Павла получились настолько неодинаковые, что, по словам Елены Туровой, «если бы мы решили поставить в титрах разные фамилии, многие купились бы на этот трюк».
Двух братьев-королей Мортиса и Себастьяна сыграл известный московский актер Дмитрий Миллер. Дмитрий, несмотря на плотный график съемок, получив приглашение, сразу же приехал в Минск.
- Интересно попробовать себя в новом жанре – сказке, - признается актер.
Главные роли – обычной девочки и принцессы сказочного королевства - в фильме исполнила минская школьница Диана Запрудская. Ее выбрали из нескольких сотен претенденток. Кастинг шел долго, и творческая группа никак не могла определиться, кому отдать роль. Но когда на площадке появилась Диана, а это произошло в последний день отбора, все вопросы отпали сами собой.
Работоспособности девочки удивляется вся съемочная группа.
- Дианочка, миленькая, потерпи еще чуть-чуть, - по-матерински уговаривает Турова, когда уже взрослые еле держатся на ногах от усталости.
– Елена Викторовна, у меня все в порядке, давайте работать, – успокаивает режиссера девчонка.
– Снимаем! Камера! - раздается на площадке.
Диана быстро входит в образ, во время монолога делает паузу. Секунда, вторая, третья… Не каждому взрослому актеру под силу держать паузу так, как это делает маленькая рыжеволосая озорница.
Голуби, приклеенные к подоконнику
…Снимается сцена с птицами. Все, что должны сделать специально заказанные на фирме белые голуби, - посидеть на окошке, а потом улететь. На всякий случай привезли две пары пернатых. Сначала все идет по плану - голуби мирно восседают на подоконнике, не обращая никакого внимания на действия съемочной группы.
– Снято! - кричит режиссер. – А теперь, ребята, спугните их!
Снова включается камера. Но, к большому неудовольствию киношников, крылатые актеры продолжают сидеть. Драгоценная пленка уходит.
– Кто умеет свистеть? Попробуйте! - предлагает кто-то из группы.
В павильоне раздается оглушительный свист. Никакого результата. К процессу подключается группа в полном составе: все стучат, кричат, гремят ключами, машут руками. Голуби с интересом наблюдают за происходящим и… не трогаются с места. На помощь зовут исполнительницу главной роли Диану, которая умеет визжать так, что даже у привычного ко всему звукооператора уши закладывает. Но голуби сидят как приклеенные.
Второй режиссер Юрий Марецкий не выдерживает:
– Давайте я их выброшу в окно, снимем, как они вылетают!
Но и этот номер не проходит. Голуби камнем падают на подоконник, сбивая горшок с бегонией…
В итоге на пленке заснят только один улетающий голубь…
В массовке – осветители и костюмеры
…Для сказочной дворцовой галереи специально на Беларусьфильме выстроили декорации. Изображать на портретах родственников Рыжика согласились ребята из съемочной группы. Их сфотографировали в исторических костюмах и рыжих париках… Получилось шикарно. Перед началом съемок на площадке появляется звукооператор, который не участвовал во всеобщей «портретизации». Присмотревшись к картинам, он заметно меняется в лице: «Неужели начались видения? Надо больше отдыхать…»
В этой же галерее снимается сцена, в которой герой Павла Харланчука рассказывает героине Дианы Запрудской о том, кто изображен на портретах.
Пол во дворце сделали в шахматную клетку: на белый пол наклеили черные квадраты из пленки. Выглядит все очень даже красиво! Но ходить по черным клеткам нельзя – пленка клеилась наскоро мылом, и нога просто скользит по поверхности. Съемка затягивается: чтобы не был виден шнур, который соединяет мерцающий фонарик, спрятанный в рукаве Павла Харланчука, его нужно волочить по черным клеткам. В то же время идти актер может только по белым – задача под силу разве что Дэвиду Копперфильду… Но и это еще не все. Актеры дурачатся на площадке (никак подхватили вирус озорства!). Диана, как и положено по тексту, спрашивает таинственным голосом:
– Кто это?
Павел Харланчук, пользуясь тем, что лица его не видно в кадре, на полном серьезе (таинственно так!) отвечает:
– Это Дмитрий Александрович Рудь, оператор-постановщик картины.
– А это Игорь Петрович Хруцкий, художник-постановщик…
Девочка еле сдерживает улыбку. Группа от смеха уже в нокдауне…
В кадре в массовых сценах на картине засветились многие из съемочной группы. В одной из них принц Мортис в исполнении Дмитрия Миллера приезжает свататься к своей возлюбленной. Он входит в зал, а за ним трое слуг, которых Дмитрий знает как осветителей и декораторов, вносят зеркало. Принц дает им отмашку удалиться, оборачивается и, увидев «ряженых» работников площадки, сгибается пополам от хохота и некоторое время не может дальше работать. Сделали три дубля.
- Ребята, готовы? – начинает проявлять нетерпение Елена Турова.
- Да!!! Да!!! Не-е-е-е-т!!!! – и новый приступ полуистерического смеха…
Когда все успокоились, оператор сбегал к двери, за которой прятались артисты, чтобы еще раз лично убедиться, что все готово. Вновь включается камера, но тут оказывается, что дверь почему-то заперта и актеры просто не могут выйти! Мистика? Или… «страшная месть» оператора!..
Автограф режиссера
Сама режиссер, как и в предыдущей своей картине «Новогодние приключения в июле», появится в кадре всего на несколько секунд. Героиня Елены Туровой – королева-мать, которая держит на руках двоих новорожденных братьев-близнецов.
- Это нечто вроде шутки, - говорит Елена. – Своего рода режиссерский автограф на картине. Кстати, композитор Владимир Кондрусевич тоже ненадолго засветится в фильме в роли бродячего цыгана…
В последний день доснимают сцену с Олегом Гарбузом. Гном, которого играет Олег, должен поймать серебряную монету и сам стать серебряным.
– Ну как вам новое амплуа? - интересуются ребята из съемочной группы, после того как гримеры переодели актера в серебряный костюм и нанесли слой серебряной краски на лицо и руки.
- Быстрее бы оно закончилось, - вздыхает Олег и в очередной раз репетирует десятисекундную сцену.
Увидеть работу белорусских кинематографистов зрители смогут в феврале 2011 года.
Наталья УРЯДОВА
источник